Вивьен Вествуд была, безусловно, нетрадиционным, провокационным и прогрессивным британским модельером. Она действительно была настоящей Дамой, как ее часто называют (в 2006 г. она была приглашена в Букингемский дворец, чтобы принять свой титул Дамы).
Различные модные течения, характерные для ее карьеры, можно четко разделить на 4 периода: эпоха панка в 70-е годы, языческие годы в 80-е, англомания в 90-е и эпоха социальной и политической активности с 2000-х годов по настоящее время.
Поскольку Дама ушла из жизни 29 декабря 2022 года, давайте подробнее рассмотрим каждый из этих периодов и вспомним основные моменты ее захватывающей карьеры.
Интересно рассмотреть ранний период жизни Вивьен Вествуд и то, как она вошла в мир моды. Вивьен Изабель родилась 8 апреля 1941 г. в английском городе Глоссоп в Дербишире и выросла в скромной семье, никак не связанной с модой: ее отец был сапожником, а мать работала на местной хлопчатобумажной фабрике. Когда ей исполнилось 17 лет, семья переехала в город Хэрроу в штате Мидлсекс, где Вивьен работала на местной фабрике, а затем учителем начальной школы до 1962 г., когда она встретила своего первого мужа Дерека Вествуда. Они развелись в 1965 году.
Так что да, Вивьен не училась в школе моды и не стала знаменитой в юном возрасте. Она - дизайнер-самоучка, которая занималась пошивом платьев и украшений на стороне, одновременно преподавая. А в 30 лет она решила выбрать другую карьеру. Ее путь очень вдохновляет. Давайте посмотрим, как все начиналось.
1971-1980: эпоха панка
В 1965 г. Вествуд познакомилась с Малкольмом Маклареном - лидером группы "The Sex Pistols", и пара начала делать совместную карьеру в области моды. В 1971 г. они открыли свой бутик в Лондоне на 430 Kings Road in London, который быстро стал центром моды панк-движения, наполненным дизайном Вествуд, в котором одевалась группа "The Sex Pistols". В период с 1971 по 1980 г. магазин фактически 5 раз менял свое название, приурочивая его к выходу коллекций: Let it Rock, Too Fast to Live Too Young to Die, Sex and Seditionaries (последний был переименован в 1977 г., как раз когда песня Sex Pistols "God Save The Queen" заняла первое место в чарте NME). Наконец, в 1980 г. магазин был переименован в "The Worlds End", и это название он носит до сих пор.
В 1981 году супруги создали свой первый совместный показ "Pirate" осень-зима 1981-1982. Вдохновением для коллекции послужили вещи, которые они продавали в бутике The Worlds End. Она получила признание за освобождение от стесняющих силуэтов 70-х годов.
С этого момента известность дизайнера в индустрии моды начала расти. Например, она получила приглашение показать свою коллекцию "Hypnos" сезона весна-лето 1984 года в Токио на всемирной премии в области моды "Best of Five", организованной Ханаэ Мори.
В 80-е годы были представлены одни из самых известных ее моделей - Mini-Crini и туфли Rocking horse, которые были показаны на подиуме весной-летом 1985 года.
1988-1993: языческие годы
Когда панк-культура стала мейнстримом, дизайнеры Вествуд переключились на девушек, которых некоторые называют "Tatler", носящих одежду, пародирующую высший класс. Вивьен, действительно, не боялась пародии. И вот в апреле 1989 года она сама появилась на обложке журнала "Tatler" в костюме тогдашнего премьер-министра Маргарет Тэтчер. Весьма смелый ход по тем временам.
Дизайнер назвала этот период эпохой "Британия должна стать языческой" (так назывался один из ее показов). Поэтому в ее коллекциях элементы Древней Греции сочетались с классическим британским пошивом. Одной из самых важных и влиятельных считается коллекция осень-зима 1987 года "Harris Tweed", идею которой Вествуд объяснила так:
"Идея создания этой коллекции была украдена у маленькой девочки, которую я однажды увидел в метро. Ей было не больше 14 лет. У нее была маленькая косичка, пиджак из Harris Tweed и сумка с парой балетных туфель. Она выглядела такой стильной и собранной".
- В 1992 году королева Елизавета наградила ее О.B.Е. (Превосходнейшим орденом Британской империи). Вивьен Вествуд появилась на этом мероприятии без нижнего белья, что считается еще одним смелым заявлением в ее жизни.
- В 1990 и 1991 годах Вивьен получала награду "Лучший модельер года" от Британского совета моды.
- В 1992 году Вивьен впервые ввела в свои коллекции свадебные платья.
- В 1993 г. Вествуд вышла замуж во второй раз за своего ассистента Андреаса Кронталера, который был младше ее на 25 лет и стал ее партнером по жизни и работе.
1993-1999: Англомания
В 1993-1999 гг. Вествуд воплотила в жизнь новую эстетику английского и французского влияния, сочетая элегантный британский пошив с французской любовью к преувеличенным пропорциям.
Для своей коллекции "Англомания" сезона осень-зима 1993/94 Вивьен разработала печально известный тартан McAndreas, названный ею в честь Андреаса Кронталера. Он был соткан шотландской фирмой Lochcarron и передан в Шотландский регистр тартанов для постоянного хранения в Национальном архиве Шотландии.
Шоу "Англомания", над которым пара работала вместе, пожалуй, одно из самых знаковых шоу того времени. Во время шоу Наоми Кэмпбелл упала, так как была на очень высоких каблуках - этот кадр сделал шоу поистине незабываемым.
К числу заметных запусков эпохи 90-х годов относятся дебютный аромат Вивьен Вествуд "Будуар" в 1998 году, лейбл Vivienne Westwood MAN в 1996 году в Милане, а также одноименный Red Label в 1999 году.
Магазины марки начали расширяться на международном уровне, когда лицензионный бутик Vivienne Westwood открылся в Токио (Япония) - впервые за пределами Великобритании, а также в Нью-Йорке в 1999 г. и др.
2000 - настоящее время
Период 2000-х годов характеризуется не только ростом влияния дизайнера в модной индустрии, но и ее социально-политической активностью и борьбой с изменением климата. "Изменение климата, а не мода, теперь является моим приоритетом", - заявила она в интервью The Guardian в 2014 году, и этот посыл стал транслироваться во всех ее коллекциях. Все, что она выпускала, несло в себе социальную и политическую подоплеку. От одежды с лозунгами (подмигивание панковским временам) до подиумных протестов по поводу Brexit, глобального потепления и свободы слова, критики политиков и т.д.
На самом деле, весенний показ 2006 года "AR", что означает "активное сопротивление пропаганде", - одна из коллекций, которую британский дизайнер считает одной из самых политических.
Другими заметными модными показами, которые несли в себе серьезный экологический посыл, стали весенне-летняя коллекция 2013 года "Climate Revolution" (это также фонд, который она открыла в 2012 году для спасения окружающей среды через работу с благотворительными и неправительственными организациями), а также показ осень-зима 2013/14 "Save the Arctic", который впоследствии превратился в кампанию в 2015 году.
Однако активизм дизайнера проявился не только на подиуме.
В преддверии своего показа SS16 Red Label Вивьен Вествуд устроила эпический "флэш-моб" на улицах Лондона. Модели несли плакаты с надписями "Climate Revolution", "Austerity Is A Crime" и "Politicians Are Criminals".
Карьера Вивьен Вествуд также включает в себя множество коллабораций, ориентированных на устойчивое развитие. Среди них можно выделить сотрудничество с Burberry в 2018 году в поддержку британской некоммерческой организации Cool Earth, коллекцию сумок и аксессуаров Vivienne Westwood X Eastpak "SAVE OUR OCEANS", выпущенную в июле 2020 года, и, наконец, сотрудничество дома с экологической некоммерческой организацией Canopy в рамках Всемирного дня Земли 2020 года в рамках кампании по защите лесов через выбор тканей.
В конце концов, борьба Вивьен за экологию стала настолько сильной, что она решила полностью перейти на цифровые технологии в своих модных показах. Последним ее физическим показом стал показ осень-зима 2019 года на Неделе моды в Лондоне.
Помимо борьбы с изменением климата, 2010-е годы Вивьен также известны как эпоха андрогинности. Ее дефиле "Унисекс" осень-зима 2015 года стало, пожалуй, одним из первых, продемонстрировавших андрогинные образы в мейнстриме, что свидетельствует о стремлении Вивьен к созданию прогрессивной и инклюзивной моды.
Что дальше?
2016 год ознаменовался новой и интересной главой: Вивьен и ее муж Андреас Кронталер начали выпускать отдельные коллекции раз в два года. Свою первую официальную коллекцию Андреас представил на Неделе моды в Париже в 2016 г. под названием "Andreas Kronthaler For Vivienne Westwood", заменив "Vivienne Westwood Gold Label". После того как Вивьен скончалась, супруг продолжил ее дело.